МОНЕТЫ РАЗНЫХ ЭПОХ > МОНЕТЫ ВИЗАНТИИ

ТЕХНОЛОГИЯ ЧЕКАНКИ СКИФАТНЫХ МОНЕТ

(1/4) > >>

Sterling:
Особенности чеканки византийских скифатных медных монет

Впервые появившиеся в результате денежной реформы Алексея I Комнина билонные скифатные монеты прочно вошли в денежное обращении Византии на ближайшие 200 лет.

Почти сразу с их появлением возникла проблема качественной передачи изображений со штемпелей на выгнутый монетный кружок. Дефекты чеканки и раньше встречались на золотых и серебряных византийских монетах XI века, но они редко были столь ярко выраженными, чем теперь, когда в дело пошла медь, лишь слегка облагороженная малым количеством серебра.

Процесс изготовления скифатной биллонной монеты состоял из приготовления заготовки и собственно, чеканки. Судя по всему, заготовка довольно грубо нарезалась из медного листа определенной толщины. Особого контроля веса скорее всего не было (возможно, при разметке использовался какой-нибудь шаблон или циркуль), поэтому вес разменной скифатной монеты колеблется достаточно широко. После того, как заготовка была вырезана, ее выколачивали скругленным молотком, придавая ей характерную выгнутую форму. Если работа производилась качественно, то у заготовки-«чашечки» края плавно истончались, а сама кромка приобретала своеобразную волнистую форму.

После этого заготовки должны бы были проходить стадию отжига, с тем, чтобы снять накопившееся напряжение в металле. Вполне возможно, что отжиг был совмещен с прогревом заготовки непосредственно перед чеканкой монет, но делали ли это мастера XI-XIII веков, я не точно знаю.
Для чеканки скифатной монеты использовались особые штемпельные пары, состоявшие из выпуклого штемпеля аверса и вогнутого штемпеля реверса. Можно предположить, что кривизна их поверхностей не была одинакова: вогнутый реверсный штемпель был изогнут меньше, в то время как выпуклый штемпель аверса имел большую степень кривизны. В противном случае, при попадании между ними выгнутой монетной заготовки было невозможно обеспечить правильное распределение давления (а оно должно быть направлено преимущественно на центр монетного кружка).

Дале производилась сама чеканка и производилось финальная операция – серебрение биллонных монет точно не установленным до сих пор способом (есть ряд версий: от серебрения в растворе хлористого серебра до протравления меди с поверхности монеты в солевом растворе и проч.).

Схема метода чеканки скифатных монет (версия Бендалла):
Прикреплена картинка:

Sterling:
Основными дефектами чеканки биллонно-медных трахей является двоение изображения, распадение его на две половины и наползание двух половин изображения одна на другую в центре кружка:

Ниже - характерные дефекты чеканки биллонных аспронов Мануила Комнина (1, 2), Андроника Комнина (2), Исаака II (4) и Алексея III Ангела (5):

Sterling:
Типичные дефекты чеканки аспронов Алексея III Ангела:

Sterling:
Проблемой чеканки скифатных монет занимались такие исследователи, как Альберто Ривейра (Alberto Trivero Rivera, http://www.forumanci...ione_trachy.pdf) а так же авторитетный британский нумизмат Саймон Бендалл (Simon Bendall). Оба они пришли к общему мнению относительно того, что при чеканке билонной (а после практически медной) скифатной монеты мастера использовали такой прием, как двойной удар. Дело в том, что разница в кривизне штемпелей была, судя по всему, такова, что при твердом ударе по вертикально установленному верхнему штемпелю на монете четко прочеканивался лишь ее центр (примерно 70% ее площади), в то время как края, несущие легенду часто уходили в бесконтактное пространство (см. схему ниже, 1). Этот метод вполне был пригоден при воспроизведении портрета императора в фас, характерного для ранних типов биллонных аспронов Алексея I , Иоанна II и Мануила I Комнинов. На прочеканку образов Спаса и Богоматери на аверсе, мне кажется, обращали меньшее внимание. Но и на этих монетах время от времени наблюдается характерное смещение двух половинок изображения говорящее о том, что уже тогда начали применять метод чеканки в два удара. Первым ударом оттискивалась половина рисунка штемпелей, а затем, слегка изменив угол наклона верхнего штемпеля, прочеканивалась другая половина (см. схему ниже, 2). При этом часто мастеру не удавалось точно рассчитать направление удара или угол наклона штемпеля и на монете две половинки изображения либо наползали одна на другую, либо наоборот, разъезжались, образуя посредине пустое пространство. Иногда две половинки смешались по вертикали, образуя особо заметный дефект изображения.

Sterling:
До сих пор достоверно не известно, какой из штемпелей являлся нижним (наковальней). Подлинных штемпелей скифатных монет не найдено до сих пор не одного. Итальянский исследователь Альберто Ривейра считает, что нижний штамп был аверсным, то есть вогнутым (см. схему ниже, вариант В), в то время как Саймон Бендалл придерживается другого мнения — в его представлении внизу был выпуклый вверх реверсный штемпель (вариант А):
Прикреплена картинка:

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии